Добрый ангел
Магия любви, привороты, отвороты, заговоры, приметы, фен-шуй, значение имени, отношения, психология, гадания, таро, руны и многое другое.

Ассоциативное мышление: на чем основано, как развить

Как развить ассоциативное мышление?

Ассоциативное мышление оперирует образами, возникающими в памяти человека. Одно представление (образ) рождает другое: так формируются ассоциации. Любые образы, представления и ассоциации являются следствие личного опыта и познания человека.

Поэтому они у всех разные.

Например, слово осень будет у одних людей ассоциироваться со слякотью, у других с багрянцем золота одетыми лесами, а у третьего с тоской и чувством одиночества.

Что даем нам ассоциативное мышление?

Оно направляет мыслительный процесс в правильное русло, так как неправильно сформированные образы могут привести в дальнейшем к психическим недугам.

Моя соседка водит своего сына к психологу на занятия по развитию ассоциативного мышления, чтобы подготовить его к учебе в школе.

Ведь не секрет, что современные учебные программы тяжело осилить даже взрослым, не то что детям.

ассоциативное мышление

Виды ассоциаций

Ассоциации разнородны. Их можно классифицировать следующим образом:

  • причина следствие;
  • смежность;
  • подобие;
  • контраст;
  • обобщение;
  • подчинение;
  • соподчинение;
  • дополнение;
  • целое и части.




Вид причина следствие это дождь зонт и дождевик, снег санки и лыжи, гром молния.

Ассоциации возникают незамедлительно, так как следствие тесно связано в причиной и всегда вытекает из нее.

Смежность можно объяснить следующими образами: компьютер мышка, еда холодильник, учебник школа, тетрадь ручка и карандаш.

Смежность это близость объектов в пространстве и времени.

Подобие эти ассоциации вызваны внешней схожестью объектов, хотя назначение может быть совершенно разным.

Например: облако пуховая подушка, груша ассоциируется с лампочкой и наоборот.

Ассоциации по контрасту зависят от личного опыта: холодный горячий, черный белый, лед огонь и т. д.

Обобщение что это такое? Это когда какой-либо отдельный объект ассоциируется с видом, к которому он принадлежит.

Например: береза это дерево, а отдельный цветок может ассоциироваться с букетом и наоборот.

Ассоциативное подчинение можно продемонстрировать следующими примерами: овощ огурец или помидор, куст сирень.

Здесь могут быть разные варианты ассоциаций, но всегда конкретные и точные.




Что такое соподчинение одному объекту?

Это когда предметы имеют разную форму, но общее назначение.

Например: стакан чашка, стул скамейка, плоскогубцы круглогубцы клещи.

Ассоциативное дополнение: борщ сметана, пиво чипсы, салат майонез. Здесь все работает четко.

При воспоминании о борще сразу всплывает в памяти сметана и наоборот.

Целое и части: море пляж, дом квартира и подъезд, нога тело.

Также различаются ассоциации по созвучности: тень плетень, кошка мошка.

Этот метод используют для изучения иностранных слов.

Например, чтобы запомнить сложное географическое название Гвадалквивир, можно использовать ассоциацию глотал кефир.

Ассоциации также бывают вкусовыми, слуховыми, тактильными, обонятельными и др.

На самом деле их бесчисленное множество.

Например, аромат цитрусовых и хвои стабильно ассоциируется с Новогодними праздниками.

ассоциативное мышление это

Ассоциативная теория мышления

Наука психология возникла одной из последних: ей всего 100 лет. И ассоциации сыграли одну из основных ролей в познании психической деятельности человека.




Например, психическую активность прочно связывали именно с набором накопленных ассоциаций.

Считалось, что психическая деятельность основывается исключительно на ассоциациях и связи прошлого опыта с настоящим.

Эта теория, конечно, не смогла объяснить особенности творческого мышления, которое мало связано с прошлым опытом. тем не менее, внесло большой вклад в развитие психологии как науки познания человеческой души.

Значение ассоциаций в развитии мышления:

  • использование наглядного материала повышает восприимчивость и усвоение учебного материала;
  • обучение чему-либо возможно только через правильные образы и представления;
  • стимулирует сознание: заставляет его анализировать, сравнивать и обобщать.

Благодаря ассоциативному мышлению были созданы подводные лодки (наблюдали за рыбами) и самолеты (наблюдали за полетом птиц).

У дельфинов сплагиатили идею эхолокации, а у бабочек и птиц научились раскрашивать ткани для одежды.

Шерсть животных использовали для утепления, у некоторых птиц научились делать жилище, у термитников научились создавать инфраструктуру.




Липучки на одежде и обуви появились не просто так: на этот полезный и удобный способ застежки швейцарского ученого Жоржа де Менстраля вдохновил обычный репейник. Он так активно цеплялся за одежду, что напросился увековечить свою способность в создании липучек.

Вообще, наблюдение за жизнью животных и растений многому научило человека.

Развитие ассоциативного мышления:

  • способствует развитию воображения;
  • развивает креативность, генерирует новые идеи;
  • облегчает восприятие;
  • помогает решить сложные задачи;
  • стимулирует развитие мозга;
  • увеличивает объем памяти.

С помощью ассоциативного мышления можно запоминать сложные названия и иностранные слова.

Ассоциативное мышление необходимо развивать с самого раннего детства, когда ребенок учится говорить и запоминать новые слова. Например, он должен понимать, что чашки и тарелки с ложками относятся к категории посуда.

Конструктор, куклы, машинки, кубики это игрушки.

Стулья, столы и кровати мебель.

Психологи отмечают важность правильного понимания ассоциативных связей, чтобы они не спровоцировали глубокий психологический комплекс.




Например, ассоциативная цепочка укол, боль, белый халат, врач и связанная с ней негативная реакция может стать подсознательным страхом в будущем.

Важно вовремя выявить негативные ассоциации и успокоить ребенка, настроить на позитивный лад.

ассоциативное мышление упражнения

Упражнения на развитие мышления

Чтобы развить ассоциативное мышление, нужно регулярно выполнять упражнения.

  • Нужно взять пару несвязанных друг с другом слов и постараться выстроить между ними ассоциативную цепочку. Например: автомобиль и дерево. Можно восстановить между ними логическую связь следующим образом: автомобиль трасса лесополоса дерево.
  • Возьмите несколько разных слов и постарайтесь найти к ним общие ассоциации. Например: окошко, бусы, бутылка. Общие ассоциации будут следующими: стеклянный, прозрачный, сверкающий, твердый.
  • Найдите ассоциации, которые подходят для нескольких слов и объединяют их в одну категорию. Например, ассоциации со словами блестящий, холодный это металл, лед, алмаз.

Письменное упражнение

Запишите в вертикальный ряд 16 любых букв и к каждой букве допишите слово, которое первым придет в голову.




Не нужно что-то специально придумывать, записывайте первое подходящее.

Далее эти 16 слов нужно организовать по парам и выстраивать между ними ассоциативную цепочку.

Затем можно находить ассоциации к уже найденным ассоциациям и выстраивать цепочки.

Таким методом пользовались в своих исследованиях бессознательного Юнг и Фрейд.

Он помогает проникнуть в глубины психики и изучить самого себя, найти в себе неизведанные ранее потайные места.

С помощью данного метода можно найти решение любой проблемы, потому что именно в подсознании находятся ответы на все вопросы.

Важно записывать на лист все ассоциации, которые приходят в голову.

ассоциативное мышление примеры

Нарушение ассоциативного мышления

К чему это приводит в результате?

Серьезные нарушения в формировании ассоциаций приводит к патологическому состоянию и является предметом изучения клинических психологов и психиатров. Потому что они являются одним из симптомов нарушения мыслительного процесса:

  • по изменению типа мышления;
  • по динамике мыслительного процесса;
  • по грамматическому построению предложений;
  • по целенаправленности.




Что входит в понятие изменения типа мышления? Этот тип мыслительной деятельности характерен для маниакальных состояний.

Наблюдается ускорение мыслительного процесса, скачки идей и т. д. Иной вектор направления мышления патологическое замедление.

Еще один тип непредвиденное вторжение неких идей, которые сбивают с мысли.

Также встречается полная заторможенность, то есть внезапная остановка мыслительной деятельности на полуслове или полумысли.

Чрезмерная подвижность мыслительной деятельности проявляется в чрезмерной детализации второстепенных подробностей, которые не соответствуют основной теме.

Также встречаются отвлекающие ассоциации, которые уводят в оффтоп.

Бывает и полная потеря нити разговора: начинали говорить об одном, а закончили совсем о другом.

Грамматическое построение речи демонстрирует правильный процесс мыслительной деятельности.

При нарушенном мышлении заметно частое использование речевых стереотипов и клише это в лучшем случае.

В худшем появляются бессвязные звуки, лишенные смысла слова, бессвязное повторение слов и словосочетаний.




В чем выражается нарушение мыслительного процесса по целенаправленности?

Иногда человек начинает выражаться настолько витиевато и замысловато на отвлеченную ассоциацию, что его очень трудно понять.

Другой пример разговор ни о чем, пустое разглагольствование.

Разноплановость: человек настолько детально начинает рассматривать вопрос со всех сторон, что в итоге трудно прийти к какому-либо решению вопроса в принципе.

Нарушение логики мыслительного процесса сильно затрудняет взаимопонимание, потому что человек говорит не понятно о чем и для чего.

Еще один пример: человек употребляет в разговоре только одному ему понятные символы и знаки.

Аутистическое мышление: человек находится в своем собственном мире, понятном только одному ему.

Гигиена мыслительной деятельности важный аспект социальной адаптации индивидуума в обществе.

Чистота и структура мыслительного процесса зависит от правильного воспитания ребенка в детстве.

Если родители заметили нарушения в восприятии мира или реакции ребенка на какие-то события, на помощь всегда придет детский психолог.




Лучше своевременно консультироваться у психологов, чем впоследствии лечиться у психиатров.

Комментарии закрыты.