Не пропусти
Главная » Ваш юрист » Особенности участия субъектов малого предпринимательства при закупках

Особенности участия субъектов малого предпринимательства при закупках

Участие субъектов малого предпринимательства в закупках

Субъекты малого предпринимательства в контрактной системе

Порядок взаимоотношений между государственными/муниципальными заказчиками и субъектами малого/среднего бизнеса регулируется статьей 30 закона «О контрактной…» от 05.04.2017 № 44-ФЗ. Согласно части 1 статьи 30 ФЗ № 44, доля закупок государственного заказчика у организаций малого/среднего бизнеса должна составлять не менее 15% его годового объема заказов.

Государственными/муниципальными заказчиками, согласно пунктам 5–7 статьи 3 ФЗ № 44, признаются органы власти, учреждения и предприятия (унитарные, казенные и т. д.), финансируемые из муниципальной или государственной казны. Критерии же отнесения участников закупок к категории малого/среднего бизнеса определены в статье 4 закона «О развитии…» от 27.07.2007 № 209-ФЗ, согласно которой таковыми могут быть ИП, общества и партнерства, фермерские хозяйства и кооперативы, соответствующие 2 обязательным критериям:

  • среднесписочная численность занятых в организации не превышает 250 человек;
  • годовой объем выручки не превышает 2 млрд руб. (пункт 1 постановления Правительства РФ «О предельных…» от 04.04.2016 № 265).

При этом для ООО и ПАО частью 1.1 статьи 4 ФЗ № 209 определен дополнительный критерий признания их субъектами малого или среднего бизнеса — соответствие любому из 6 обозначенных в подпунктах «а»–«е» данной нормы требований. Например, процент акций (доля в уставном капитале ООО), находящийся во владении крупных компаний, не должен превышать 49%, а доля государственных или муниципальных органов и учреждений не должна быть более 25%.

Участие субъектов малого предпринимательства в закупках

Следует отметить, что помимо государственных заказчиков, действующих согласно требованиям ФЗ № 44, существует целый ряд субъектов, которые обязаны в силу статьи 4 закона «О закупках…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ публиковать планы закупок и выполнять их путем проведения публичных торгов и аукционов, в том числе с обязательным участием малого и среднего бизнеса.

К данным субъектам относятся госкорпорации, предприятия, являющиеся естественными монополиями, организации, предоставляющие коммунальные услуги, и т. д. (полный перечень содержится в части 2 статьи 1 ФЗ № 223). Конкретные нормы, регулирующие взаимоотношение таких заказчиков и организаций малого и среднего бизнеса, содержатся в постановлении Правительства РФ «Об особенностях…» от 11.12.2014 № 1352.

Объем обязательных закупок у субъектов малого предпринимательства (обязательная доля)

Согласно части 1.1 статьи 30 ФЗ № 44, обязательная квота на участие субъектов малого и среднего бизнеса в закупках (не менее 15%) высчитывается исходя из объема публично осуществляемых закупок. В общем объеме закупок в этом случае не учитываются контракты, которые в силу их специфики не могут быть исполнены малым и среднем бизнесом (например, при закрытом способе определения поставщиков, размещении заказов в области атомной энергетики, для нужд обороны государства и т. д.).

Участие малого и среднего бизнеса в закупках может осуществляться в силу части 1 статьи 30 ФЗ № 44 2 путями:

  1. Путем целевого проведения торгов и аукционов среди только малых и средних предприятий. При этом предельная цена контракта не должна быть более 20 млн руб.
  2. Путем размещения заказов у крупных компаний, субподрядчиками которых являются предприятия малого и среднего бизнеса.

Доля закупок у субъектов малого предпринимательства

Размер обязательной квоты заказов, которые должны быть выполнены субъектами малого и среднего бизнеса, определен пунктами 5 и 5.1 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 1352, согласно которым 18% закупок должно быть осуществлено именно у некрупных предпринимателей. При этом 10% общей квоты заказов должно быть распределено только среди малых предприятий, оставшиеся же 8 могут быть переданы и другим подрядчикам, однако выполнены должны быть субподрядчиками — субъектами малого и среднего бизнеса.

При расчете общего объема заказов в него не включаются те, которые в силу специфики не могут быть выполнены малыми и средними предприятиями (в области обороны, атомной энергетики, железнодорожных и авиационных перевозок и т. д.). Полный перечень таких заказов указан в пункте 7 обозначенного положения.

Пунктами 18 и 19 того же положения определены стоимостные границы для размещения заказов у некрупных предприятий. Так, если стоимость заказа не превышает 200 млн руб., то в конкурсе на его выполнение должны участвовать только малые и средние предприятия. Если же сумма колеблется в пределах от 200 до 400 млн руб., то заказчик имеет право принимать заявки как от субъектов малого и среднего бизнеса, так и от крупных компаний.

О сокращении срока оплаты до 15 дней по госконтрактам для субъектов малого предпринимательства

Согласно части 13.1 статьи 34 ФЗ № 44, госзаказчик должен расплатиться с подрядчиком в течение 30 дней с момента приемки исполненного (в целом или определенной партии) товара (выполненного этапа работ и т. д.). Однако если подрядчиком выступает представитель малого или среднего бизнеса, то оплата за поставленную продукцию, в силу части 8 статьи 30 ФЗ № 44, должна быть проведена в течение 15 дней.

Предусмотрена ли с учетом этого оплата субъекту малого предпринимательства за 15 дней при заказах по ФЗ № 223? Правило о сокращенном сроке оплаты не применяется к отношениям между обычными заказчиками (не госзаказчиками) и подрядчиками (малыми и средними предприятиями). Согласно пункту 14.3 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 1352, срок оплаты составляет 30 дней.

Однако пунктом 25 того же положения предусмотрены льготы для малых и средних предприятий. Например, размер обеспечения, которое требуется при заключении контракта, не должен быть более 5% от общей суммы сделки.

Подводя итог, остается отметить, что проведенный сравнительный анализ положений ФЗ № 44 и 223 (в том числе с учетом постановления Правительства РФ № 1352), предоставляющих льготы малым и средним предприятиям при закупках, будет удобной подсказкой для практиков, осуществляющих свою деятельность в данной сфере.

О admin

x

Check Also

Отражение донорских дней в табеле учета рабочего времени

Отражение донорских дней в табеле учета рабочего времени Донорские дни в табеле учета рабочего времени должны отражаться в полной мере ...

Отражение в книге покупок корректировочного счета-фактуры

Отражение в книге покупок корректировочного счета-фактуры Корректировочный или исправленный счет-фактура? Прежде всего, нужно понимать, что «корректировочный» счет-фактура и «исправленный» счет-фактура ...

Отражается ли правонарушение в базе данных о судимости человека

Отражается ли правонарушение в базе данных о судимости человека? Я устраиваюсь в ГУФСИН. Два года назад было админ. нарушение, бутылка ...

Отработка при увольнении на испытательном сроке

Сколько дней составляет отработка при увольнении на испытательном сроке Трудовым кодексом РФ предусмотрено, что во время испытаний на профессиональную пригодность ...